Разделы портала

В Баку состоялась премьера спектакля «Правда хорошо, а счастье - лучше»

В эти дни Русский драматический театр имени Самеда Вургуна дважды показал новую свою работу, пригласив зрителей посмотреть спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе великого драматурга Александра Островского. Спектакль с его хрестоматийными персонажами, которых постановщик - заслуженный артист Азербайджана, режиссер Борис Лукинский (естественно, с согласия руководителей) смело предложил играть коллегам. Почему смело? Да потому, что подобный выбор предполагает расчет на большой успех лишь при условии, если режиссер знает об ответственности за подобный шаг, что это – в конце концов - риск. Однако тот, кто не рискует, как сейчас частенько говорят, тот не пьет шампанского... Островского не случайно называли Колумбом Замоскворечья, а гениальным, признанным на века классиком может стать лишь тот писатель, который глубоко знает то, о чем пишет, и тех, о ком пишет. Кто предъявляет своим читателям их собственные портреты в обобщенном виде – такими, какими их можно увидеть сквозь увеличительное стекло: нате вот, полюбуйтесь, как выглядите вы со стороны. Может, и призадумаетесь? Выбрав для своих произведений героев из числа веками сохранявших национальный бытовой уклад представителей непривилегированных сословий, в частности, обитателей московского Замоскворечья, драматург создал широкий реалистический репертуар для театра вообще. Полные иронии и искрометного юмора его комедии из купеческого быта правдиво рисуют его противоречия и темные стороны, отражая нравственные идеалы времени, и потому не сходят с подмостков и спустя век. Глубокий смысл несут те пьесы, в названиях которых автор использует пословицы и поговорки, в форме афоризмов высказывая зашифрованную в них неуемную глубину народной мудрости. Каким же талантом должен обладать режиссер, чтобы воплощать идеи, воспроизводить атмосферу и выстраивать взаимоотношения актеров-персонажей на сценической площадке в соответствии с правдой автора тех давних лет и запросами современного зрителя! Режиссер Лукинский действительно знает об ответственности, о том, в каких условиях, с кем берется работать над произведением маститого автора. Знает и как подобные проекты делаются сегодня, когда герои Островского вроде бы канули в лету, а вроде бы и живут среди нас. Да, они пользуются компьютерами, транзисторами и мобильниками, общаются через интернет, ездят в лимузинах и носят фирменную одежду, а мыслят-то все о том же, и озабочены практически теми же проблемами - человек есть человек. Новый спектакль РДТ приятно радует тонкой расстановкой сил. Начиная от подбора актеров, ставших безоговорочными единомышленниками постановщика, от выразительных средств, соответствующих сегодняшним вкусам, до множества деталей, характерных для индивидуального почерка автора спектакля и его тонкого вкуса, - все радует ощущением света, пространства, мастерства. И безоговорочного профессионализма. Говоря о творческой манере Лукинского, не пройдешь мимо того факта, что в театре сложилась некая команда из актеров, часто занимаемых им и охотно принимающих его приглашения, с полуслова понимающих друг друга. Видя в коллегах черты своих героев, он готов бесконечно экспериментировать, встречая их ответную реакцию и – как результат – благодарность зрителей за добротные спектакли. Диву даешься глубине его познаний и собственного ощущения материала. Он так многое видит и соотносит с открывающимися в ходе поисков и раздумий ситуациями, что актерам комфортно «работать» при поиске манеры говорить, двигаться, ощущать себя на сцене - в мизансценах с партнерами и наедине с собой. Там, где такой учитель, явно – тяжело в ученье – легко в бою. В числе таких актеров прежде всего хочется назвать Зинаиду Сибилеву, чье особое амплуа, безукоризненная речь, богатый опыт и обаяние давно уже и всегда называют беспроигрышным выбором – было бы ощущение востребованности. На сей раз З.Сибилевой досталась одна из центральных и объемных ролей няньки Филицаты, которая позволила актрисе не просто оказаться в центре интриги, но и ощутить свою значимость в качестве члена команды. В премьерных спектаклях из старожилов, кроме Сибилевой, участвовали роскошная Елена Спицына, Алексей Сапрыкин, Омир Нагиев, а также народный артист Азербайджанской Республики Юрий Балиев - в совершенно неординарной роли отставного унтер-офицера Силы Ерофеича Грознова. Но более всего действие разворачивалось вокруг молодых героев, в которых достаточно раскованно, убедительно выступили талантливые актеры Инна Имранова, Мурад Мамедов, Эльшад Муртузов, набирающие обороты в мастерстве, за что очень благодарны Борису Дмитриевичу, приглашающему их в свои спектакли уже не впервые. Не впервые украшением постановки Лукинского стала и любимица публики, народная артистка Азербайджана Людмила Духовная. В спектакле, где каждый из участников ощущает себя если не главным, то, во всяком случае, ведущим персонажем, она как всегда стала центром притяжения внимания публики. Той, что неизменно с благодарностью награждала каждую ее – не просто реплику – интонацию, многозначительно произнесенную фразу, в стиле спектакля и задумки режиссера обретавшую силу афоризма, придававшего собирательный, обобщающий смысл всему, что происходило на сцене. И вызывало, в конце концов, бурю восторга всех, кто присутствовал на премьере в зрительном зале РДТ.

 

Фото месяца

774555222